(20 декабря / 2 января)
В восьми верстах от города Новгород-Северска в Черниговской губернии есть село Леньков, расположенное при реке Десне. В глубокой древности это селение было несколько ближе к городу. В нем существовал храм во имя Собора Пресвятой Богородицы, почему и доныне то место называется Богородичным. Во время польского нашествия при самозванце с. Леньков и его церковь были совершенно опустошены. Во второй же половине XVII столетия все селение было перенесено на новое место. Построен и новый храм, посвященный св. Архистратигу Михаилу. В нем и помещается чудотворная икона Богоматери.
Предание говорит, что в этот храм икона Божией Матери перенесена из прежней Богородичной церкви. История явления и прославления этого образа такова.
Против горы, на которой впоследствии выстроена была церковь, есть на реке Десне весьма опасный водоворот. Даже опытные пловцы с большими затруднениями могут переплыть эту пучину. Очень часто случалось, что в этот водоворот попадали огромных размеров баржи, нагруженные хлебом, и становились добычей бездны: круговращение воды своей стремительной силой увлекало их вместе с сопровождавшими их людьми. И вот на этом-то опасном месте однажды обретена была икона Божией Матери, приплывшая к берегу реки. Благоговейные верующие, узрев пречистый образ, взяли его и поставили сначала на горе, против гибельного места. Через некоторое время на этом месте возник вышеупомянутый Богородичный храм. С тех пор пловцы по реке Десне обыкновенно останавливались у села Леньков, сходили на берег и заходили в Леньковский храм. После усердной молитвы перед образом Богоматери они бросали между собой жребий, кому оставаться на барже и плыть с ней через опасный водоворот. Остальные же его товарищи шли пешком по берегу реки до конца страшного места. И благоволение Божией Матери видимо почило на опасном месте со времени построения вблизи него храма в честь Ее имени. Замечено было, что со времени явления иконы Богоматери несчастия с пловцами стали случаться редко, а впоследствии и совершенно прекратились.
Икона Богоматери, получившая название «Спасительницы утопающих», по виду своему весьма ветхая: лик Предвечного Младенца даже трудно рассмотреть. Размеры ее: 10 вершков в вышину и 6 в ширину. Усердие верующих украсило этот образ серебряной ризой. Среди всего окрестного населения Леньковская икона пользуется большим почитанием, привлекая на поклонение Пречистой Деве множество верующих, в особенности тех, которым приходится часто вручать себя во власть водной стихии.
«Утопаем в бездне греховной!» — благочестиво говаривают некоторые православные христиане, словно в этом есть некая заслуга. Нет, отвечают они, заслуги нет, какие там наши заслуги – грехи наши тяжкие! Но мы их, грехи-то наши, начинаем видеть, аки песок морской, и это здравие души нашей, как и преп. Петра Дамаскина писано. И значит, все пошло на лад. Утопаем правильно. Правильно и размеренно зовем на помощь.
О, песок морской… Какая-никакая, а все-таки твердая почва, которая уходит из под ног тех несчастных, что поглощены водами многими и отчаялись уже ступить на нее – на сухую, безжизенную, но твердую, на которой можно стоять и просто дышать. Ведь дышать они едва уже могут, не то что – кричать или звать на помощь. На это сил уже у них нет.
…В эти летние дни в интернете многократно делаются постинги и перепостинги рассказа о том, как узнать того, кто тонет, кто близок к смерти. Это не барахтающиеся люди. Это не люди, которых охватила паника на воде, и они зовут на помощь – будьте уверены, таких людей заметят.
Люди тонут, уходят в смерть тихо – на глазах веселых друзей, плещущихся в нескольких метрах. Они уже не могут говорить – их угасающих сил хватает лишь на то, чтобы иногда дышать – когда рот появляется над водой. Они не могут махать руками – у них нет сил и на это. Они тихо поднимаются над мертвенной водной бездной, вдыхают воздух пополам с водой и опускаются вниз. Они молчат. У них уже отнят надвигающейся смертью главный человеческий дар – дар речи.
Они стремительно становятся без-словесными. Они не могут принимать решений – как спастись, куда двигаться, чтобы удержаться на воде. Они оказываются во власти инстинкта – и его хватает не более чем на минуту. Глаза пусты, не фокусируется взгляд, — или глаза и вовсе закрыты. Ноги, которыми можно, вроде бы, двигать и тем самым спасать себя, неподвижны.
Со стороны кажется, что такой человек просто молчит и смотрит на палубу. Он совсем не похож на утопающего, но в эти секунды к нему неумолимо приближается смерть от вод, которые покроют главу его навсегда от солнечного света…
И тогда человек перестает быть словесным и исчезает под водой навсегда. Потом из вод достанут мертвое тело человека…
Но если в эти мгновения человека окликнуть и, не услышав ответа, понять, что он гибнет – то его еще можно спасти.
И в его памяти человеческой останутся эти мгновения. Мгновения близости смерти и избавления, когда приходят на помощь не оттого, что ты зовешь, а оттого, что тебя увидели в твоей безысходной беде, в смертном молчании.
Да, к тебе приходят на помощь, когда ты звать уже не можешь, когда ты ничего не можешь, когда ты парализован, низведен до без-словесия.
И к нам – вот таким, утопающим в грехах – приходит Тот, Кого мы не в силах позвать.
Он приходит, как Младенец на руках Матери. В перекрестье их дланей, в теснейшем сближении Ликов – тайна единения великой любви. Той Любви Божественной, что наполнила Евхаристическую Чашу, образованную складками риз – в ней Тело Животворящее Младенца, Христа Бога, который грядет, чтобы вступить в бессловесие смерти и уподобиться нам, чтобы спасти нас.
Иногда очертания напоминают лодку – да, Церковь есть лодка, с мачтою-крестом, лодка, несущая животворящее Тело Христово, которому все причащаются в жизнь. Лодка, бывшая для древних людей символом погребения, становится символом жизни – и в волнах смерти проходит она, и с борта ее замечает Христос Бог и Матерь Его всех, кто уже не может даже и позвать на помощь.
Надежда не имеющих надежды, «Надеждо ненадежных», приходящая вопреки всякой безысходности…
Даже если мы не в силах звать, Он услышит, Он – Богомладенец, Христос Бог, Сын Мариин. Он – Спаситель, зорко глядящий из лодки. И Мать Его обогреет каждого у груди Своей, Церковь напитает чад своих не мертвой морской водой, но хлебом и вином, Телом и Кровью Сына Божия.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Спасительница утопающих» молятся о помощи от потопления на воде плавающих и от бури на море, обращаются те, которым приходится вручать себя во власть водной стихии.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Спасительница утопающих»
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! Ты еси всем христианом помощь и заступление, паче же в бедах сущим. Призри ныне с высоты святыя Твоея и на ны, с верою покланяющияся Пречистому образу Твоему, и яви, молим Тя, скорую помощь Твою по морю плавающим и от ветров бурных тяжкия скорби терпящим.
Подвигни и вся православныя христианы на спасение в водах утопающих, и воздаждь подвизающимся о сем богатыя милости и щедроты Твоя.
Се бо, на образ Твой взирающе, Тебе, яко милостивно сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и напаствуемых.
Ты по Бозе наша Надежда и Заступница, и на Тя уповающе, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе предаем во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Источники: https://azbyka.ru/
(463)