100 ликов Божией Матери

Сколько ликов Божией Матери существует? Как говорят святые отцы, точный ответ на этот вопрос знает только Сама Пресвятая Богородица. Издавна иконописцы писали лики Пречистой Девы. Прошли века, и сейчас мастеров иконописи эта тема волнует не меньше. Так что сосчитать сколько существует икон Божьей Матери — нереальная задача.

А вот по типу можно различить три иконографических типа Пресвятой: Оранта, Одигитрия, Елеуса.

Оранта . На иконах этого типа Богородицу изображают с поднятыми руками вверх, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Одной из самых древних икон Оранта является икона «Нерушимая стена» Божией Матери в аспиде Собора Софии Киевской Премудрости Божией (11 век). Это мозаичное изображение высотой в 5 м. 45 см. В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом: «Знамение» Новгородская, Курско-Коренная икона Божией Матери, «Неупиваемая чаша»

 

Одигитрия (путеводительница). Один из самых распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем Иисусом, иконописный образ по преданию  созданный евангелистом Лукой. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет Богоматерь, а в Её лице и всех христиан. В левой руке Господь держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост. Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. В России это, прежде всего, «Влахернская икона», «Смоленская», самая известная и почитаемая «Казанская икона Божией Матери»

Елеуса (Умиление). Элеуса, Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображается с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса, что в переводе с греческого Сладкое лобзанье. Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и др.

Почему в православной жизни христианин обращается и приветствует Пресвятую Богородицу, взирая на разные иконы, созданные в разные времена, разными иконописцами? Ответ здесь скорее богословский. Пресвятая Дева явилась для всех Матерью Бога, Спасителя, Матерью всех православных и уверовавших в Господа людей. В году нет дней, за исключением Великий Господских праздников, в которые бы не чествовали Божию Матерь. Четыре Богородичных праздника входят в число наиглавнейших христианских торжеств. Среди них: Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери. Эти праздники именуются двунадесятыми.

Православный календарь начинается с праздника Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября/8 сентября по ст. ст.). Установлен в память Рождества Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию, благочестивые родители девы Марии – Иоаким и Анна, долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу.

Заканчивается православный год праздником Успения Пресвятой Богородицы (28 августа/15 августа по ст. ст.), который еще именуют Летней Пасхой. Праздник посвящен праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию, в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Её пречистого тела. Христианство в этот день возвещает о том, что Дева Мария и после смерти не оставляет своим заступничеством человеческий род.

Между этими двумя праздниками движется весь православный год, и каждый день в нем есть почитание какой-либо иконы Богородицы. Получается, что весь год Христианский мир живет под Покровом Самой Царицы Небесной.

Удивительны не только иконографическое изображение лика Богородицы, удивительна гимнография к Ней. Поражает даже просто обращение гимнографов к Пресвятой Деве: Пресвятая Богородица, Пресвятая Дево, Пречистая, Божия Матерь, Питательница, Неусыпающая Богородица, Живота (Жизни) Матерь, Мати сущи Живота (Мать всей Жизни), Марие, Дево Чистая, Руно, всех покрывающее, Превысшая Небесных Сил, Невесто Неневестная, Кивот (Дом) Бога Слова…..

Конечно,  молитвенные обращения в Пресвятой Владычице нашей Богородице, гимны в Её честь православному христианину нужно знать.

Рождество  Пресвятой Богородицы, двунадесятый церковный праздник

Тропарь, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства,/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, / внегда звати Ти: / неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

Успение Пресвятой Богородицы, двунадесятый церковный праздник

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /и всеславное славим /Успение Твое.

Агни Парфене (Гимн Пресвятой Богородице)

Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице,
Царице, Мати Дево, Руно, всех покрывающее,
Превысшая Небесных Сил, нетварное сияние,
Ликов девичьих Радосте и Ангелов Превысшая,
Небес Честная Сило и Свете, паче всех светов,
Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств,
Всех Праотцев Надеждо, пророков Исполнение,
В подвизех Ты помоще, Кивоте Бога Слова,
И девам Ликование, и матерем Отрадо,
Целомудрия Наставнице, душ наших Очищение,
Покрове, ширший облака, и страждущих Пристанище,
Немощных Покров и Заступнице, Надеждо ненадежных,
Марие, Мати Христа, Истинного Бога,
Ааронов Жезле прозябший, Сосуде тихой радости,
Всех сирых и вдов Утешение, в бедах и скорбех помоще,
Священная и Непорочная Владычице Всепетая,
Приклони ко мне милосердие Божественного Сына,
Ходатайце спасения, припадая, взываю Ти:
Радуйся, Невесто Неневестная*. 

* Видео с аудио записью «Агни Парфене» (Гимн Пресвятой Богородице) на греческом языке

(423)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Восстановим порушенные святыни