Лики Богоматери. «Спасительница утопающих» («Леньковская Новгород-Северская»)

(20 декабря / 2 января)

Икона Божией Матери «Спасительница утопающих» Леньковская

В вось­ми вер­стах от го­ро­да Нов­го­род-Се­вер­ска в Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии есть се­ло Лень­ков, рас­по­ло­жен­ное при ре­ке Десне. В глу­бо­кой древ­но­сти это се­ле­ние бы­ло несколь­ко бли­же к го­ро­ду. В нем су­ще­ство­вал храм во имя Со­бо­ра Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­че­му и до­ныне то ме­сто на­зы­ва­ет­ся Бо­го­ро­дич­ным. Во вре­мя поль­ско­го на­ше­ствия при са­мо­зван­це с. Лень­ков и его цер­ковь бы­ли со­вер­шен­но опу­сто­ше­ны. Во вто­рой же по­ло­вине XVII сто­ле­тия все се­ле­ние бы­ло пе­ре­не­се­но на но­вое ме­сто. По­стро­ен и но­вый храм, по­свя­щен­ный св. Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу. В нем и по­ме­ща­ет­ся чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри.

Пре­да­ние го­во­рит, что в этот храм ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ре­не­се­на из преж­ней Бо­го­ро­дич­ной церк­ви. Ис­то­рия яв­ле­ния и про­слав­ле­ния это­го об­ра­за та­ко­ва.

Про­тив го­ры, на ко­то­рой впо­след­ствии вы­стро­е­на бы­ла цер­ковь, есть на ре­ке Десне весь­ма опас­ный во­до­во­рот. Да­же опыт­ные плов­цы с боль­ши­ми за­труд­не­ни­я­ми мо­гут пе­ре­плыть эту пу­чи­ну. Очень ча­сто слу­ча­лось, что в этот во­до­во­рот по­па­да­ли огром­ных раз­ме­ров бар­жи, на­гру­жен­ные хле­бом, и ста­но­ви­лись до­бы­чей без­дны: кру­го­вра­ще­ние во­ды сво­ей стре­ми­тель­ной си­лой увле­ка­ло их вме­сте с со­про­вож­дав­ши­ми их людь­ми. И вот на этом-то опас­ном ме­сте од­на­жды об­ре­те­на бы­ла ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­плыв­шая к бе­ре­гу ре­ки. Бла­го­го­вей­ные ве­ру­ю­щие, узрев пре­чи­стый об­раз, взя­ли его и по­ста­ви­ли сна­ча­ла на го­ре, про­тив ги­бель­но­го ме­ста. Через неко­то­рое вре­мя на этом ме­сте воз­ник вы­ше­упо­мя­ну­тый Бо­го­ро­дич­ный храм. С тех пор плов­цы по ре­ке Десне обык­но­вен­но оста­нав­ли­ва­лись у се­ла Лень­ков, схо­ди­ли на бе­рег и за­хо­ди­ли в Лень­ков­ский храм. По­сле усерд­ной мо­лит­вы пе­ред об­ра­зом Бо­го­ма­те­ри они бро­са­ли меж­ду со­бой жре­бий, ко­му оста­вать­ся на бар­же и плыть с ней через опас­ный во­до­во­рот. Осталь­ные же его то­ва­ри­щи шли пеш­ком по бе­ре­гу ре­ки до кон­ца страш­но­го ме­ста. И бла­го­во­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри ви­ди­мо по­чи­ло на опас­ном ме­сте со вре­ме­ни по­стро­е­ния вбли­зи него хра­ма в честь Ее име­ни. За­ме­че­но бы­ло, что со вре­ме­ни яв­ле­ния ико­ны Бо­го­ма­те­ри несча­стия с плов­ца­ми ста­ли слу­чать­ся ред­ко, а впо­след­ствии и со­вер­шен­но пре­кра­ти­лись.

«Спасительница утопающих» Леньковская

Ико­на Бо­го­ма­те­ри, по­лу­чив­шая на­зва­ние «Спа­си­тель­ни­цы уто­па­ю­щих», по ви­ду сво­е­му весь­ма вет­хая: лик Пред­веч­но­го Мла­ден­ца да­же труд­но рас­смот­реть. Раз­ме­ры ее: 10 верш­ков в вы­ши­ну и 6 в ши­ри­ну. Усер­дие ве­ру­ю­щих укра­си­ло этот об­раз се­реб­ря­ной ри­зой. Сре­ди все­го окрест­но­го на­се­ле­ния Лень­ков­ская ико­на поль­зу­ет­ся боль­шим по­чи­та­ни­ем, при­вле­кая на по­кло­не­ние Пре­чи­стой Де­ве мно­же­ство ве­ру­ю­щих, в осо­бен­но­сти тех, ко­то­рым при­хо­дит­ся ча­сто вру­чать се­бя во власть вод­ной сти­хии.

«Утопаем в бездне греховной!» — благочестиво говаривают некоторые православные христиане, словно в этом есть некая заслуга. Нет, отвечают они, заслуги нет, какие там наши заслуги – грехи наши тяжкие! Но мы их, грехи-то наши, начинаем видеть, аки песок морской, и это здравие души нашей, как и преп. Петра Дамаскина писано. И значит, все пошло на лад. Утопаем правильно. Правильно и размеренно зовем на помощь.

О, песок морской… Какая-никакая, а все-таки твердая почва, которая уходит из под ног тех несчастных, что поглощены водами многими и отчаялись уже ступить на нее – на сухую, безжизенную, но твердую, на которой можно стоять и просто дышать. Ведь дышать они едва уже могут, не то что – кричать или звать на помощь. На это сил уже у них нет.

«Спасительница утопающих» (Греческая)

…В эти летние дни в интернете многократно делаются постинги и перепостинги рассказа о том, как узнать того, кто тонет, кто близок к смерти. Это не барахтающиеся люди. Это не люди, которых охватила паника на воде, и они зовут на помощь – будьте уверены, таких людей заметят.

Люди тонут, уходят в смерть тихо – на глазах веселых друзей, плещущихся в нескольких метрах. Они уже не могут говорить – их угасающих сил хватает лишь на то, чтобы иногда дышать – когда рот появляется над водой. Они не могут махать руками – у них нет сил и на это. Они тихо поднимаются над мертвенной водной бездной, вдыхают воздух пополам с водой и опускаются вниз. Они молчат. У них уже отнят надвигающейся смертью главный человеческий дар – дар речи.

Они стремительно становятся без-словесными. Они не могут принимать решений – как спастись, куда двигаться, чтобы удержаться на воде. Они оказываются во власти инстинкта – и его хватает не более чем на минуту. Глаза пусты, не фокусируется взгляд, — или глаза и вовсе закрыты. Ноги, которыми можно, вроде бы, двигать и тем самым спасать себя, неподвижны.

Со стороны кажется, что такой человек просто молчит и смотрит на палубу. Он совсем не похож на утопающего, но в эти секунды к нему неумолимо приближается смерть от вод, которые покроют главу его навсегда от солнечного света…

И тогда человек перестает быть словесным и исчезает под водой навсегда. Потом из вод достанут мертвое тело человека…

Но если в эти мгновения человека окликнуть и, не услышав ответа, понять, что он гибнет – то его еще можно спасти.

И в его памяти человеческой останутся эти мгновения. Мгновения близости смерти и избавления, когда приходят на помощь не оттого, что ты зовешь, а оттого, что тебя увидели в твоей безысходной беде, в смертном молчании.

Да, к тебе приходят на помощь, когда ты звать уже не можешь, когда ты ничего не можешь, когда ты парализован, низведен до без-словесия.

И к нам – вот таким, утопающим в грехах – приходит Тот, Кого мы не в силах позвать.

Он приходит, как Младенец на руках Матери. В перекрестье их дланей, в теснейшем сближении Ликов – тайна единения великой любви. Той Любви Божественной, что наполнила Евхаристическую Чашу, образованную складками риз – в ней Тело Животворящее Младенца, Христа Бога, который грядет, чтобы вступить в бессловесие смерти и уподобиться нам, чтобы спасти нас.

Иногда очертания напоминают лодку – да, Церковь есть лодка, с мачтою-крестом, лодка, несущая животворящее Тело Христово, которому все причащаются в жизнь. Лодка, бывшая для древних людей символом погребения, становится символом жизни – и в волнах смерти проходит она, и с борта ее замечает Христос Бог и Матерь Его всех, кто уже не может даже и позвать на помощь.

Надежда не имеющих надежды, «Надеждо ненадежных», приходящая вопреки всякой безысходности…

Даже если мы не в силах звать, Он услышит, Он – Богомладенец, Христос Бог, Сын Мариин. Он – Спаситель, зорко глядящий из лодки. И Мать Его обогреет каждого у груди Своей, Церковь напитает чад своих не мертвой морской водой, но хлебом и вином, Телом и Кровью Сына Божия.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Спасительница утопающих» молятся о помощи от потопления на воде плавающих и от бури на море, обращаются те, которым приходится вручать себя во власть водной стихии.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Спасительница утопающих»

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! Ты еси всем христианом помощь и заступление, паче же в бедах сущим. Призри ныне с высоты святыя Твоея и на ны, с верою покланяющияся Пречистому образу Твоему, и яви, молим Тя, скорую помощь Твою по морю плавающим и от ветров бурных тяжкия скорби терпящим.
Подвигни и вся православныя христианы на спасение в водах утопающих, и воздаждь подвизающимся о сем богатыя милости и щедроты Твоя.
Се бо, на образ Твой взирающе, Тебе, яко милостивно сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и напаствуемых.
Ты по Бозе наша Надежда и Заступница, и на Тя уповающе, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе предаем во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Источники: https://azbyka.ru/

Правмир

(375)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Восстановим порушенные святыни