Лики Богоматери. «Неупиваемая чаша»

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»

5 / 18 мая

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» необычная. В иконографии Богородичных икон еще не было иконы, где Младенец-Христос восседает внутри Чаши. Что это за изображение? Как в нем разобраться? Православная Церковь дает однозначный ответ. Это Чаша Жизни, Чаша нашего спасения, Чаша, из которой мы, православные, приобщаемся Святых Христовых Тайн.

Еще при подготовке ко Святому Причащению каждый читает несколько обязательных Псалмов, а если точнее, то 22-ой, 23-ий, 115-ый. Именно в этих псалмах Царь Давид (ему причисляют авторство Псалтири — этой духоносной книги, самых древних молитв)  пророчествует о грядущем Спасении человека.

 «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойнее воспита мя» (22 псалом). Образ злачной пажити, т. е. плодородного поля, и есть образ вечного непреходящего Хлеба Тела Христового, а вода покойна символизирует «воду святого Крещения, омывающую от прародительского греха». Так говорил преподобный Амвросий Оптинский.

«Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яка державна» (22 псалом). Под трапезой здесь подразумевается Святая Евхаристия, а под Чашей, которая напояет человека, – Святой Потир с Кровью Христовой.

«Сей примет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля» (23 псалом). Преподобный Иоанн Лествичник пишет об этих стихах псаломских: «Главнейшее знамение избранников Божиих состоит в том, чтобы всеми силами стремиться ко Господу и непрестанно воздыхать по Небесному Отечеству. Пребывание ищущих лице Бога Иаковля состоит в непрестанной молитве».

«Чашу спасения приму, и имя Господне призову» (115 псалом). В четвертом стихе этого псалма прямо говорится о Таинстве Причащения. Причем Евхаристическая Чаша названа именно Чашей спасения, в Ней спасение для человеков.

А на Литургии, в самый главный момент Евхаристии (претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову) священник возглашает:

Иерей:
«приимите, ядите (или вкусите), сие есть Тело Мое, еже за вас ломимое (или преломляемое) во оставление грехов»

Хор: Аминь.

Иерей:
Подобно и Чашу (взяв) после вечери, глаголя:

Возгласно:
«пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» 

Хор: Аминь.

Во время Святого Причастия клирос (церковный хор) поет:

«Тело Христово приимите, источника безсмертного вкусиите» 

В чаше для причащения, которая называется ПОТИР, иерей после причащения священнослужителей в алтаре, выносит Христовы Тайны для причащения ими верующих, которые готовились к Таинству Святого Причащения. Говели три дня, постились духовно и телесно, были допущены к Причастию после Таинства Исповеди.

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» рассказывает об одном из самых чудесных Таинств Православия — Таинстве  Святого Причащения.

Приступая к Святой Чаше, полезно нам осознать великую беду нашу, состоящую не только в том, что «все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2), но еще и в том, что мы или вовсе не приносим, или приносим слишком мало плодов добродетели, без которых немыслима подлинная христианская жизнь. «Истратив в греховной жизни все свое душевное богатство, я пуст добродетелей благочестивых», — взывает как бы от лица каждого из нас в своем Великом каноне дивный учитель покаяния святой Андрей Критский.

Вот эта пустота души, отсутствие украшающих ее добродетелей, все, что мы должны были бы сделать как христиане за многие годы нашей жизни и не сделали, — может оказаться пагубнее и страшнее всего того, что мы совершили греховного, поддавшись соблазнам и обольщениям, будучи обмануты временной сладостью греха…

Как нашли чудотворный лик

Эти события происходили в ХIХ веке. Один отставной солдат в Тульской губернии пристрастился к алкоголю. Да настолько сильно, что кроме пенсии начал пропивать вещи со своего дома. На протяжении долгого времени он то и делал, что только пил. В результате чего довёл себя до нищенского состояния не только в материальном смысле, но и в духовном и физическом. У него даже как результат отказали ноги.

Но все это не помогло бывшему солдату измениться. Как это часто бывает, человек стал пить еще больше, чтобы заглушить свою физическую и душевную боль. Ничья помощь не могла ему помочь.

Но в помощь бедному крестьянину была дана Божественная помощь. Однажды во сне к нему пришел старик и сказал идти во Владычный монастырь города Серпухова и там отслужить перед иконой «Неупиваемая чаша». Сон был необычным, но крестьянин на тот момент был совсем без денег и ноги не действовали. Он даже ничего не предпринял и продолжил свой привычный образ жизни.

Но старец пришел во сне второй раз. Последнее сновидение было настолько грозным, что бывший солдат проделал весь путь к монастырю на четвереньках и поведал братии о своем сне. Но никто из них не знал о такой иконе. И только после поисков удалось найти такой образ в ризнице храма. Удивительно было и то, что крестьянин в первом настоятеле и строителе храма узнал старика, приходившего ему во сне.

После молебени перед иконой от пьянства, бывший пьяница полностью исцелился и стал совершенно здоровым. К тому же он не только вылечил больные ноги, но и перестал ощущать жажду к спиртному. Вся эта весть быстро разлетелась на всю Россию. К монастырю стали спешить одержимые страстью к алкоголю или их родственники.

Божья Матерь молится за всех грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что Неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована всем, просящим с верой. Она для достатка в доме, а также помогает исцелить от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр.

Молитвы перед святым образом

Тропарь, глас 4

«Днесь притецем вернии/ к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери,/ напaяющей верных сердца/ небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия,/ и людем верным чудеса показующей./ Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием:/ Владычице Премилостивая,/ исцели наша недуги и страсти,// молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша».

Кондак, глас 6

«Избранное и дивное избавление нам даровася/ — Твой образ честный, Владычице Богородице,/  яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных/ и скорбных обстояний,/ благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице./ Ты же, Владычице, Неупиваемою Чашею нами именуемая,/ приклонися благоутробно к нашим воздыханиям/ и воплем сердечным,/ и избавление подаждь страждущим недугом пианства,/ да с верою воззовем Ти:/ Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше,// духовную жажду нашу утоляющая».

Величание

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем с верою к Тебе притекающим».

Молитва первая

«О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибега¬ем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, ма¬терей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея — Церкви Христовой и спасе¬ния отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молит¬вами Твоими, ко Престолу Всевыш-няго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да по¬кроет нас милость Божия в несконча-емые веки веков. Аминь».

Молитва вторая 

«Царице наша Преблагая, надеждо наша, Пресвятая Богородице, прияте-леще сирых и странных Заступнице, бедствующих помоще и озлобленных покрове. Зрише нашу беду, зрише нашу скорбь: отвсюду искушениями одержимы есмы, а заступающего несть. Ты убо Сама помози нам, яко немощны, окорми, яко странны, настави нас, яко заблудших, уврачуй и спаси нас, яко безнадежных. Не има¬мы иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбных и обремененных. Призри на нас, грешных и во озлоблении сущих, покрый нас Честным Твоим Омофором. Да избавлени бу¬дем от зол, обышедших нас, наипаче же пиянства. Да восхвалим всегда Пресвятое имя Твое. Аминь».

Источники: http://simvol-veri.ru

http://www.rusfront.ru

Другие материалы Интернет-сайтов

(44)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Восстановим порушенные святыни