Лики Богоматери. Икона «Похвала Богоматери»

День празднования: в субботу пятой седмицы Великого поста

Похвала Пресвятой Богородицы (Киевская)

Икона Похвала Пресвятой Богородицы является иконографическим прославлением Пречистой Девы. В соответствии с пророчествами Ветхого Завета она стала матерью Богочеловека Иисуса Христа. А для всех христиан – Великой Скоропомощницей, Заступницей.

Ежегодно по субботам на пятой неделе (седьмице) Великого поста Церковь, весь православный люд отмечают праздник, именуемый Суббота Акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах исполняется неседальное (выполняемое с особым почитанием, стоя) восславление пением образа Матери Господа Царицы Небесной.

Традиция такого почитания была установлена в IX веке. Верующие славили Матерь Божию, благодарили ее за заступничество, избавление Константинополя от многочисленных вражеских нападений. История донесла до наших дней сказание о победе греков над врагами, напавшими на Константинополь. Исследователи не пришли к единому мнению, определяя дату этого события – примерно с VI по IX век. Скорее всего, описанный случай является нападением 626 года аваров на Царьград.

Основываясь на этих строках, в композиции иконы вокруг изображения Богоматери должны присутствовать 25 ветхозаветных пророков, которые держат в руках книги или свитки с пророчествами, а также определённые символические предметы:

  • Иаков – лестницу, которая соединяет Землю с Небесами;
  • Моисей – Неопалимую Купину,
  • Валаам – звезду (символизирующую приход Мессии);
  • Гедеон – руно (прообраз Благовещения);
  • Иезекииль – врата (затворенные врата – символ Пречистой);
  • Иеремия – скрижали;
  • Исаия – клещи и угли (означающие очищение);
  • Иессей и Аарон – процветшие жезлы (символизирующие Богородицу);
  • Давид и Соломон – уменьшенный Иерусалимский Храм;
  • Аввакум и Даниил – горы (знак царства).

Похвала Пресвятой Богородицы 

Иконографы придерживались канонических требований, но часто, вносили в изображение что-то отличное, как правило, вкладывая определенное значение. Похвальные иконы Божией Матери отражают местные, исторические моменты, актуальные для времени и места написания.

Так, например, икона Похвала Пресвятой Божией Матери (Киевская) восхваляет Царицу Небесную, изображая Ее восседающей на престоле с Младенцем Иисусом на руках в окружении архангелов, святых покровителей города. В нижней части композиции коленопреклоненные святые старцы Антоний и Феодосий держат в руках православный храм, увенчанный золотыми куполами.

На еще одной благодарственной иконе Богоматери Царица Небесная и Христос находятся в центре изображения, они обрамлены переплетающимися цветущими ветвями. Слева от Богоматери стоят: первосвященник Захария, рядом пророки Елисей, Малахия, Иаков, Аввакум, Моисей, Самуил, Илья, Давид, Исайя, Гедеон. Справа: пророки Иессей, Иезекииль, Соломон, Софония, Аггей, Аарон, Михей, Захария, Иона, Наум, Иоиль, Даниил. Они не окружают Богородицу, а расставлены плотными горизонтальными рядами.

Похвала Пресвятой Богородицы

Не все из пророков, которых изображали на похвальных образах, пророчествовали о Богоявлении. Это значит, что первоначальная трактовка сюжета была изменена. На представленной иконе собраны святые одного чина. Большая часть пророков, кроме Соломона, Давида, Моисея, предстоят перед Богородицей без предписанных символических атрибутов Боговоплощения. Данная тема дополнительно развивается в трех фрагментах верхней части образа. По центру – склоняющийся Бог Отец с голубем, который есть Святой Дух. С расположенным ниже благословляющим Младенцем Христом они составляют Святую Троицу. Справа представлен сюжет «Собор Архангелов», а слева изображено «Отечество».

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Похвала Богоматери» читаются благодарственные молитвы за благодеяния Пресвятой Богородицы, а также молятся о разрешении тяжелых семейных проблем и об исцелении недугов.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою, именуемою «Похвала Богоматери»

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плачь мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши убо стенания мое, и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене, грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Покровитеница. Вручаю себе милостивуму покрову Твоему, аще токмо восхощеши устроити о мне. Приведи мя, грешнаго, к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о грехсех моих. Увы мне, к кому прибегну повинный аз, токмо к Тебе, упованию и прибежищу грешных, в надежде на неизреченную милость Твою и щедроты? Кое ли слово за преступления моя изрещи возмогу к величеству славы Твоея? О Владычице Царице Небесная, Ты мне Мати и Надежда: Ты ми упование и прибежище, покров, заступление и помощь. Царице моя преблагая и пребыстрая заступнице, покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице, Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое, и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего, имам заступление, и Твоим пречудным заступлением да оправдан буду, и да избавлюся от всякия беды и напасти всесильными Твоими молитвами, Всечистая, и Непорочная, и Преславная Божия Матерь Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою. Аминь.

Тропарь, глас 8
Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове, тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением Небеса вмещается неизменно весь в Тя, Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак, глас тойже
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

Источники: по материалам Интернет-сайтов

(329)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Восстановим порушенные святыни